Версия для слабовидящих

Летающие танцоры ритуала Куахупатанини


В то майское утро шел дождь, весь мексиканский город Ксилоксочико готовился к танцу воладорес — «летающих людей». Двадцатилетний Хорхе Бальтасар, подающий большие надежды исполнитель этого древнего танца, решил немного выпить, чтобы отпраздновать свое участие в церемонии. Ему оказали большую честь, предложив возглавить танец. Когда настал ответственный момент, Хорхе проворно полез вверх по шесту, но, добравшись до текомате — так называется вращающаяся площадка наверху, — поскользнулся и упал с высоты более 50 метров. Ударившись о землю, он попытался подняться, но его руки и ноги были сломаны. Прежде чем потерять сознание, он услышал вдалеке голос священника и отчаянные крики своей тетушки. Прежде чем вскарабкаться на столб, «летающие танцоры» исполняют ритуальный танец под аккомпанемент флейты и барабана. Местные жители выращивают фрукты и кофе. Многие до сих пор носят национальную индейскую одежду и соблюдают традиции, сложившиеся еще до испанской колонизации. В их число входят и ритуальные полеты. Согласно легенде, описанной Леонардо Салетой в книге «Танцы летающих людей: происхождение и символика», 450 лет назад случилась сильная засуха, за которой последовал голод. Мудрый старец поручил пятерым молодым людям найти в лесу самое высокое и крепкое дерево и устроить вокруг него ритуальный танец, чтобы умилостивить богов. На верхушке дерева следовало принести обильные жертвы богу Солнца, чтобы просьба была услышана. Существуют и другие интерпретации происхождения этих уникальных танцев, однако все они имеют отношение к культу Солнца и различным космогоническим теориям.

Хорхе родился и вырос в горной деревне Текпансинго. Родители его были музыкантами и танцорами, и он с раннего детства был хорошо знаком с народной музыкой и танцами. В первый раз увидев воладорес, он поразился их отваге, граничащей с безрассудством. «Я понимал, что во время ритуала они рискуют жизнью, и думал, что только бог мог поднять их на такую высоту. В мечтах я уже парил среди облаков, в бескрайних просторах неба...» Он присматривался к опытным танцорам, тщательно повторял за ними все их движения, и танцоры стали брать его с собой на выступления, поначалу в качестве «талисмана». Никто не объяснял ему, что же значат эти танцы, но от стариков он слышал легенды о Куахупатанини, и понял, что это не обычное представление.
Вскоре он стал выделяться на фоне других молодых танцоров. Однако он слишком рьяно начал «отмечать» свой успех. Йоликспа, местный алкогольный напиток, горячил его кровь. «Старики предупреждали меня об ответственности, которую танцоры несут перед обществом, но быстрый успех вскружил мне голову», — признается Хорхе. Случившееся с ним несчастье заставило его вспомнить наставления старейшин. Если я упаду еще раз, значит, я обречен на полный провал, — думал он. И молил Бога дать ему возможность еще раз испытать себя. Согласно традиции церемония Куахупатанини, или сходящих с неба орлов, проводится один раз в 52 года. Для церемонии отбираются пять танцоров. Первый участник, изображающий Солнце, сидит на самом верху шеста и играет на барабане и на флейте. Остальные четверо, обмотав канат вокруг пояса, привязывают себя к основанию вращающейся площадки, закрепленной возле верхнего конца шеста.

После этого они раскручивают площадку и повисают вниз головой, раскинув руки, словно парящие птицы. С каждым новым поворотом площадки веревка разматывается, и в конце концов танцоры спускаются на землю. Прежде чем вскарабкаться на столб, «летающие танцоры» исполняют ритуальный танец под аккомпанемент флейты и барабана. В полете становишься с ветром заодно, сливаешься с природой... дух свободно парит, а разум уносится в бесконечность, находящуюся за гранью человеческого понимания, — рассказывает Хорхе. У него проницательный взгляд и сильная воля, он всю жизнь мечтал посвятить себя танцу и научиться играть на флейте и барабанах. Мальчиком он тренировался в одиночестве, чтобы преодолеть страх и боязнь высоты. Теперь он больше волнуется не во время своего выступления, а когда наблюдает, как летают другие. Ритуал проводится на высоте 35 метров, и нередко танцоры срываются. Бытует поверье, что, когда танцор умирает, его душа устремляется на восток, в страну воды и изобилия. Из-за шаткого материального положения семьи Хорхе даже не смог купить себе инвалидное кресло, которое рекомендовали врачи. Чтобы помочь ему встать на ноги, друзья решились продать самое ценное, что у них было, — видеомагнитофон. Прошел год. Никому из знакомых Хорхе и в голову не приходило, что он сможет когда-нибудь снова взобраться на священное дерево. Однако силы постепенно возвращались к нему. За время болезни Хорхе еще больше стал ценить жизнь — самый драгоценный дар, ниспосланный человеку.

Отныне он видел свое предназначение в том, чтобы сохранять традиции своего народа и помогать молодым людям бороться с алкогольной зависимостью, которая и привела его к роковому падению. «Народные танцы помогли мне вернуться к жизни. Эти нехитрые движения учат смирению», — говорит он. Прошло время. Наделенный от природы задатками лидера, Хорхе возглавил ансамбль танцоров. Эти люди от рассвета до заката работали на кофейных плантациях или на лесозаготовках, но раз в неделю собирались вместе и разучивали ритуальные движения. Хорхе, работавший каменщиком, в свободное время обучал танцоров. «Я наблюдал за тем, как другие руководители работают с коллективом, как они организуют представления. А потом применял на практике все, чему научился», — рассказывает он. Каждый год божества «ищут» новое дерево для церемонии. Наигрывая на флейте, Хорхе ведет танцоров через влажный, болотистый лес, который кажется сказочным. Танцоры, в причудливых головных уборах, белых вышитых рубашках, ярких брюках и черных ботинках, заходят в гущу леса, выбирают там дерево и, соблюдая церемониал, просят у матери-природы дозволению принести в жертву. Из толстой веревки и бревен сооружается нечто, напоминающее по форме воротник. Нижний конец ствола зарывают в землю, в той же яме зарывают и жертвы богам: живую индейку, сушеный перец, помидоры, гвоздику, корицу и «огненную воду» — в благодарность Земле за дары, полученные от нее в течение года. Хорхе следит за тем, чтобы церемония проходила по всем правилам, однако и он порой нарушает вековые традиции. Хотя участие женщин в ритуале изначально запрещено, он обучил танцам своих дочерей.

«Я ничего не смогу сделать, если не начну с собственной семьи», — объясняет он. Порой он забирает девочек из школы, чтобы они могли принять участие в танцах в каком-нибудь горном селении. Дочери Хорхе стали первыми «летающими танцовщицами». Семь лет назад Хорхе пригласили совершить турне по Франции. В течение нескольких месяцев его танцоры показывали свое искусство в разных частях страны. Успех окрылил его. «Путешествия помогли мне по-новому взглянуть на многие вещи. — говорит Хорхе. — Люди приводят посмотреть на летающих танцоров, восхищаются их мастерством, демонстрируя вместе с тем уважение к нашим традициям». Хорхе уже сбился со счета, сколько танцевальных ансамблей он организовал. Многие его ученики сами начали учить других. Сейчас он занимается с группой детей от девяти до 15 лет, посвящая их в таинства ритуала Куахупатанини. Многие из них из совсем бедных семей и не могут платить за костюмы и за уроки. Хорхе обучает их бесплатно, сочетая преподавание с работой в Обществе анонимных алкоголиков. «Стакан с вином такой маленький, но, привязавшись к нему, вы будете бесконечно ходить по кругу», — говорит он. В Кетсалане садится солнце. Его последние лучи золотят горы и долины, укрытые пеленой тумана. Флейта и барабан пробуждают дремлющие силы природы. Наконец момент настал. Пять мальчиков-«орлов», одетых в алое и золотое, спускаются в бреющем полете с 35-метрового шеста. Прежде чем коснуться земли, они должны сделать 13 оборотов. Благодаря их отточенным движениям «старое» солнце уступит место Тлалпилли — «новому» солнцу. А снизу на них с гордостью смотрит Хорхе Бальтасар. Молодой бизнесмен Максим Поляков открыл приют для животных




Как стать читателем

Читателями Центральной городской библиотеки могут стать граждане, достигшие 14 лет. Записаться в другие библиотеки можно до 14 лет; дети могут записаться в библиотеку по поручительству родителей.

При первом посещении библиотеки (а также первом посещении в каждом новом году) необходимо иметь при себе паспорт.

Каждый читатель Центральной библиотеки заключает с библиотекой договор на обслуживание и получает читательский билет. Читательский билет может быть постоянным или временным.

Постоянный читательский билет обеспечивает право пользоваться услугами библиотеки без каких-либо ограничений и выдается читателям, имеющим постоянную регистрацию в г.Нягани.

Временный читательский билет выдается читателям, не имеющим постоянной прописки в городе, и обеспечивает тот же перечень услуг за исключением возможности взять литературу на дом. Этой услугой можно воспользоваться заключив дополнительное соглашение о выдаче литературы под денежный залог. После сдачи литературы в библиотеку залог возвращается читателю.

Воспользоваться услугами библиотеки можно по разовому пропуску, но получить литературу на дом в этом случае нельзя.

Библиотеки работают ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва, в воскресенье с 11 до 18 часов, выходной день – суббота. С 1 июня по 31 августа в библиотеках действует летнее расписание, согласно которому библиотеки работаю ежедневно с 11 до 19 часов, с двумя выходными – суббота и воскресенье. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.


Правила пользования библиотеками

Право пользования ресурсами и услугами библиотек предоставляется всем гражданам по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Читатели библиотек имеют право бесплатно пользоваться основными библиотечно-информационными услугами. Библиотеки предоставляют дополнительные платные услуги.

Библиотеки работают ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва, в воскресенье с 11 до 18 часов, выходной день – суббота. С 1 июня по 31 августа в библиотеках действует летнее расписание, согласно которому библиотеки работаю ежедневно с 11 до 19 часов, с двумя выходными – суббота и воскресенье. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

При записи читатель заключает с библиотекой договор об обслуживании. Имеющие постоянную прописку на территории города при записи в библиотеку получают постоянный читательский билет и заключают договор об обслуживании на основе постоянного читательского билета.

Граждане, имеющие временную регистрацию на территории города, могут получить доступ к библиотечным ресурсам при условии заключения с библиотекой договора об обслуживании на основе временного читательского билета.

Пользование Библиотекой возможно при получении разового пропуска. По разовому пропуску нельзя получить документы на дом.


При каждом первом посещении библиотеки в новом году читатель проходит перерегистрацию. Перерегистрация производится только после возврата документов, полученных на дом во временное пользование.

Одновременно можно взять на дом 5 экземпляров книг (при первом посещении не более 3-х) сроком на 15 дней, в детских библиотеках – на 10 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается библиотекой – не более 5 дней.

Читатель может продлить срок пользования документами, лично или по телефону, но не более 2-х раз и при условии, что на них отсутствует спрос.

Права особых групп пользования: 

участники ВОВ и приравненные к ним граждане, а также инвалиды любой категории имеют право на внеочередное обслуживание;

слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание с использованием специального оборудования при его наличии в библиотеке и получение документов на специальных носителях информации, в том числе через систему МБА.

При повреждении или утрате документа из библиотечного фонда читатель должен возместить его по согласованию с администрацией библиотеки любым из следующих способов:

заменой утраченного экземпляра идентичным документом или признанным библиотекой равноценным;

оплатой 10-кратной индексированной стоимости утраченного издания.


Читатель, причинивший ущерб оборудованию или имуществу Библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, и т.д.) оплачивает стоимость, необходимую на его восстановление.

(Извлечения из Правил пользования библиотеками МАУК МО г.Нягань «Библиотечно-информационная система», ред. от 31 декабря 2016 г.)


Книгообмен

Книгообмен в библиотечной системе осуществляется по мере невозможности удовлетворения запросов читателей на определенный документ, отсутствующий в данной библиотеке, но имеющийся в едином фонде системы. При полном отсутствии документа в наличии используется МБА. Книги запрашиваются в Тюменской областной библиотеке. С Тюменской областной специальной библиотекой для слепых заключен Договор от 19 марта 2014 года. Договор по причине отсутствия заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия продлен на тех же условиях.


Внестационарное библиотечное обслуживание

Подробнее >>>


Кружки и клубы

Подробнее >>>