Версия для слабовидящих

Дыхание эпоса, часть 4


Однако во второй части картины, когда вражда туранцев и персов, бесконечные жестокости, коварства, кровопролития, совершаемые с необыкновенной легкостью, — всё это становится впрямую связанным с предстоящим боем отца и сына (а, замечу, авторы фильма сделали все, чтобы Рустам был нам столь же симпатичен, что и Сухраб), наряду с мотивами военной доблести и турнирных успехов в жизни богатырей, все чаще начинает звучать и другой мотив. Мотив бесцельности сражений, в которых массы воинов, овеянные славой богатыри отдают свои жизни во имя захватнических помыслов кровожадных шахов. И в какой-то момент сюжетная линия, заставлявшая нас гадать, смогут ли отец и сын избежать взаимного кровопролития, впрямую подводит к важному философскому обобщению, которое затем, чуть позже, прозвучит в устах умирающего Сухраба. Юноша, для которого война — увы — уже кончилась, молит отца пойти к войскам и остановить бессмысленную бойню.


Итог, к которому естественно приходит действие фильма, тесно связан с идейным замыслом всей вещи. Протест против братоубийственной войны, против человеческих жертв, приносимых в угоду кучке владык, — все это логически вытекает из истории отца и сына. Для того чтобы мысль была четче, острее, режиссер, в отличие от книги, где туранцы показаны как агрессоры, ведущие захватническую войну против персов (тут сказались, очевидно, национальные симпатии Фирдоуси), не делает особых различий в характеристике враждующих сторон. Этим он лишний раз хочет подчеркнуть: нет смысла искать правых и виноватых в войнах, которые ведутся не в интересах народа, а вопреки им.


Последовательно развертываемая в художественном материале концепция вещи потребовала от постановщика чрезвычайного внимания ко всем образным компонентам. Первым, важнейшим среди них стал изобразительный строй картины. Оператор Д. Худоназаров и художник Ш. Абдусаламов тщательнейшим образом продумали и воплотили в фильме все стороны его изобразительности — начиная от цветовой тональности и кончая деталями быта.


Картина снята в основном в красно-желтых тонах. Эта цветовая гамма определяется и местом действия и образным замыслом. Пустыня желта, а в предзакатные часы, освещенная красным солнцем, имеет отчетливый розовый оттенок. Горячий, красный цвет фильма — это еще и цвет яростных битв, цвет крови, обильно проливающейся на полях сражений. Красный цвет создает дополнительное драматическое напряжение. И, думаю, усилиям оператора фильм как раз во многом обязан тем, что держит зрителя в соответствующем эмоциональном настрое.


Финальные сцены в Долине Тюльпанов особенно удались Д. Худоназарову. Тут он проявил себя не только приверженцем эпической манеры, но и незаурядным лириком. Нежная зелень, белые шапки цветов, колышущихся на горизонте, как бы обволакивающих богатырей, создают (заметьте: впервые в этом фильме) предельно мирную атмосферу. Трудно поверить, что именно здесь должна разыграться трагедия — так и кажется, что отец с сыном пришли сюда, чтобы отдохнуть, провести время за приятной неторопливой беседой, полюбоваться природой. Белозеленая гамма (заменившая предшествовавшую ей красную) после смерти Сухраба вновь сменяется цветом крови: та же долина, то же поле покрыто красными тюльпанами.


Этот яркий образ обладает, пожалуй, наибольшей силой эмоционального воздействия. Если не в упрек фильму, то во всяком случае с некоторым сожалением следует сказать, что четко разработанный — от первого кадра до последнего — художественный замысел фильма, его скрупулезное воплощение драматургом и режиссером как бы ввели в строгие рамки поэтическую стихию вещи. Иногда может показаться, что перед тобой — экранизация прозы, а не стихотворного произведения.


Кстати об экранизации стихотворных произведений. Очень часто — что уж тут греха таить — такие фильмы оказываются заснятой на пленку декламацией стихов. Даже если актеры читают стихи отменно, мы ловим себя на мысли, что скорее слушаем, нежели смотрим фильм. Но как только произведение кино перестает воздействовать на нас в совокупности своих зрелищных качеств, возникает дидактика, экранная эстрада. казино под ключ




Как стать читателем

Читателями Центральной городской библиотеки могут стать граждане, достигшие 14 лет. Записаться в другие библиотеки можно до 14 лет; дети могут записаться в библиотеку по поручительству родителей.

При первом посещении библиотеки (а также первом посещении в каждом новом году) необходимо иметь при себе паспорт.

Каждый читатель Центральной библиотеки заключает с библиотекой договор на обслуживание и получает читательский билет. Читательский билет может быть постоянным или временным.

Постоянный читательский билет обеспечивает право пользоваться услугами библиотеки без каких-либо ограничений и выдается читателям, имеющим постоянную регистрацию в г.Нягани.

Временный читательский билет выдается читателям, не имеющим постоянной прописки в городе, и обеспечивает тот же перечень услуг за исключением возможности взять литературу на дом. Этой услугой можно воспользоваться заключив дополнительное соглашение о выдаче литературы под денежный залог. После сдачи литературы в библиотеку залог возвращается читателю.

Воспользоваться услугами библиотеки можно по разовому пропуску, но получить литературу на дом в этом случае нельзя.

Библиотеки работают ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва, в воскресенье с 11 до 18 часов, выходной день – суббота. С 1 июня по 31 августа в библиотеках действует летнее расписание, согласно которому библиотеки работаю ежедневно с 11 до 19 часов, с двумя выходными – суббота и воскресенье. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.


Правила пользования библиотеками

Право пользования ресурсами и услугами библиотек предоставляется всем гражданам по предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Читатели библиотек имеют право бесплатно пользоваться основными библиотечно-информационными услугами. Библиотеки предоставляют дополнительные платные услуги.

Библиотеки работают ежедневно с 11 до 19 часов без перерыва, в воскресенье с 11 до 18 часов, выходной день – суббота. С 1 июня по 31 августа в библиотеках действует летнее расписание, согласно которому библиотеки работаю ежедневно с 11 до 19 часов, с двумя выходными – суббота и воскресенье. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

При записи читатель заключает с библиотекой договор об обслуживании. Имеющие постоянную прописку на территории города при записи в библиотеку получают постоянный читательский билет и заключают договор об обслуживании на основе постоянного читательского билета.

Граждане, имеющие временную регистрацию на территории города, могут получить доступ к библиотечным ресурсам при условии заключения с библиотекой договора об обслуживании на основе временного читательского билета.

Пользование Библиотекой возможно при получении разового пропуска. По разовому пропуску нельзя получить документы на дом.


При каждом первом посещении библиотеки в новом году читатель проходит перерегистрацию. Перерегистрация производится только после возврата документов, полученных на дом во временное пользование.

Одновременно можно взять на дом 5 экземпляров книг (при первом посещении не более 3-х) сроком на 15 дней, в детских библиотеках – на 10 дней. Срок пользования новыми журналами и документами повышенного спроса устанавливается библиотекой – не более 5 дней.

Читатель может продлить срок пользования документами, лично или по телефону, но не более 2-х раз и при условии, что на них отсутствует спрос.

Права особых групп пользования: 

участники ВОВ и приравненные к ним граждане, а также инвалиды любой категории имеют право на внеочередное обслуживание;

слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание с использованием специального оборудования при его наличии в библиотеке и получение документов на специальных носителях информации, в том числе через систему МБА.

При повреждении или утрате документа из библиотечного фонда читатель должен возместить его по согласованию с администрацией библиотеки любым из следующих способов:

заменой утраченного экземпляра идентичным документом или признанным библиотекой равноценным;

оплатой 10-кратной индексированной стоимости утраченного издания.


Читатель, причинивший ущерб оборудованию или имуществу Библиотеки (компьютеры, оргтехника, мебель, и т.д.) оплачивает стоимость, необходимую на его восстановление.

(Извлечения из Правил пользования библиотеками МАУК МО г.Нягань «Библиотечно-информационная система», ред. от 31 декабря 2016 г.)


Книгообмен

Книгообмен в библиотечной системе осуществляется по мере невозможности удовлетворения запросов читателей на определенный документ, отсутствующий в данной библиотеке, но имеющийся в едином фонде системы. При полном отсутствии документа в наличии используется МБА. Книги запрашиваются в Тюменской областной библиотеке. С Тюменской областной специальной библиотекой для слепых заключен Договор от 19 марта 2014 года. Договор по причине отсутствия заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия продлен на тех же условиях.


Внестационарное библиотечное обслуживание

Подробнее >>>


Кружки и клубы

Подробнее >>>